22-23 сентября - Эффективная система адаптации и наставничества персонала

От 09:00 до 18:00

Программа семинара

На сегодняшний день наставничество является одной из распространенных и важных составляющих системы обучения во многих компаниях. В любой компании формально или неформально присутствует наставничество.

Под наставничеством чаще всего понимаются — профессиональные коммуникации, в которых более опытный сотрудник (наставник), помогает менее опытному (наставляемому) в приобретении конкретных знаний, умений и навыков для успешной работы, и повышения своей компетентности.

Система наставничества это эффективный современный метод адаптации и обучения сотрудников при приеме на работу, переводе на новую должность и подготовки кадрового резерва.

Для того, чтобы наставничество не стало пустой тратой времени, и не превратилось в многочасовые сессии выдачи обратной связи, необходимо четко соблюдать технологии наставничества, позволяющего изменить «навыковое» поведение сотрудника в нужную сторону «здесь и сейчас» с гарантией результата. Данный тренинг призван решить эту задачу.

Целевая аудитория: Специалисты, организующие систему наставничества в компании, внутрифирменные тренеры и сотрудники отвечающие за подготовку и обучение персонала.

Форма проведения:

  • Лекции тренера.
  • Мозговые штурмы.
  • Индивидуальные выступления участников.
  • Разбор кейсов.

Дополнительные материалы для участников: Рабочая тетрадь и презентация к семинару для проведения обучения наставников в компании.

Образцы и шаблоны полезных документов (программ и планов адаптации, анкет для наставников и для новичков, положений о системе наставничества, моделей компетенций и т.п.)

Цель тренинга:

Сформировать у участников единое понятие наставничества, целей и задач, его преимуществ.
Обучить сотрудников, занимающихся внутренним обучением, основным навыкам и методам, необходимым для эффективного обучения взрослых людей.
Привести обучение в подразделениях в единую систему, сделать его стандартизированным и постоянным.
Научить выявлять зоны развития сотрудников в соответствии с требованиями к качеству продукции, ставить им мотивирующие цели, грамотно давать задачи и проводить процесс обучения.
Дать основы психологических знаний и коммуникативных навыков, необходимых в работе с сотрудниками
Повысить мотивацию наставников к выполнению задач по адаптации и обучению сотрудников, повысить значимость функций наставника.
Слушателям, успешно завершившим обучение выдается УДОСТВЕРЕНИЕ о повышении квалификации утвержденного образца.

Программа тренинга:

1. Обучение, как способ развития персонала. Технологии управления эффективностью в обучении
Непрерывность процесса обучения и взаимосвязь с целями компании.
Стратегия обучения. Соотношение потребности в обучении со стратегией компании.
Формы и методы внутрикорпоративного обучения.
Создание профиля компетенций.
Разработка и внедрение системы развития и обучения
Оценка эффективности программ обучения .
Современные формы обучения: семинар, наставничество, тренинг, коучинг.
Преимущества и недостатки форм. Основные отличия и принципы выбора.

2. Организация процессов адаптации и стажировки персонала
Создание системы адаптации и стажировки персонала.
Этапы и основные элементы процесса адаптации
Участники адаптационной системы - их роль и зоны ответственности: функции службы персонала, функции линейного руководителя, функции наставника, функции отдела обучения,
Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность. Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки
Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях
Документальное оформление и информационное обеспечение адаптации и стажировки персонала.
Инструменты адаптации
Адаптационные мероприятия: «Welcome! Тренинг» (или вводный курс «Добро пожаловать в Компанию»), Комплект новичка или «Папка нового сотрудника», Общение с новым сотрудником, выявление его ожиданий о работе, обратная связь, ответы на вопросы, Стажировка (получение первого опыта в работе при поддержке наставника, наработка необходимых практических знаний и навыков, консультирование новичка),Тренинги по продукту, Навыковые тренинги
Оценка эффективности системы адаптации: тестирование, анкетирование (анкета-отзыв по результатам адаптации и прохождения испытательного срока)
Управление системой адаптации
Практикум разработка программы адаптации сотрудника . Кейс «Адаптация и обучение персонала»

3. Профессиональные компетенции наставника
Что входит в функции наставника?
Права, обязанности и ответственность наставника.
Результат наставничества как достижение учебных целей.
Роли, модель компетенций, личностные качества и базовые умения наставников.
Типы трудовой мотивации по Герчикову.
Типичные ошибки наставников.
Чему и как учить наставников?

4. Система наставничества на производстве/в компании
Внедрение системы наставничества
Понятие наставничества. Цели и цикл корпоративного профессионального обучения
Чем наставничество отличается от других форм обучения на рабочем месте?
В каких случаях и каким компаниям необходима система наставничества.
Этапы разработки и внедрения системы наставничества. Структура процесса наставничества
Документы регламентирующие процесс наставничества
Индивидуальные стили научения. Индивидуальный план развития сотрудника.
Особенности поведения сотрудников, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Как адаптировать процесс наставничества под индивидуальные особенности личности сотрудника и этап его жизненного цикла в компании?

5. Специфика обучения взрослых людей. Инструменты наставничества
Специфика обучения взрослых людей. Принципы обучения взрослых.
«5 этапов» цикла наставника
Процесс формирования устойчивых знаний и навыков. Как «работают» внимание, память, зрение, слух, особенности восприятия у разных людей. Формируем умение смотреть и видеть, слушать и слышать, навык задавать вопросы «правильно».
Принципы развития людей в организации. Закономерности и исключения.
Типы «стажеров» и действия наставника с каждым типом. Постановка задач различным типам сотрудников
Роль коммуникации в процессе наставничества. Доносим информацию до подопечного без сбоев и трансформации.
Мотивирование участников на обучение.
Постановка целей и задач

6. Планирование процесса обучения и проектирование его под задачу
Пирамида уровней компетентности. Выявление потребности в обучении.
Планирование процесса обучения.
Процесс развития навыка – от неосознанной некомпетентности – к неосознанной компетентности.
Пять шагов наставничества.
Практикум. Составление типового плана и распределение времени занятия.

7. Методы наставничества. Формирование трудовых навыков у сотрудника
Основные методы: инструктаж; объяснение; развивающие вопросы; обучение на рабочем месте;
Способы передачи корпоративных традиций и ценностей;
Постановка задач на самообучение и промежуточный контроль;
Обучение действиям. Алгоритм обучения сотрудника новому для него навыку. Комплекс действий/ целостное действие - Устойчивый навык. Показ/ демонстрация как делать, принцип «делай как я» Предупреждаем о «тонкостях, сложностях, возможных трудностях, нюансы, опасности и др.».
Упреждающий контроль, зачем нужен и когда применяем . Виды, инструменты контроля и анализ результатов деятельности;

8. Инструменты передачи знаний и опыта новому сотруднику
Умение кратко, ясно и понятно доносить материал. Принципы управления вниманием и алгоритм СПР.
Умение демонстрировать то, чему учишь: стадии демонстрации и особенности обучения мануальным навыкам и коммуникативным навыкам.
Умение наблюдать и анализировать действия обучаемого во время практики: правила наблюдения, сопровождающее наставничеств, проблема «обратного делегирования» и развитие самостоятельности сотрудника. Модель GROW.
Умение задавать эффективные вопросы и слушать ответы: отличия наставничества и коучинга. Ключевые элементы и принципы коучинга. Инструменты наставника-коуча: эффективные вопросы, активное слушание, мотивирующий диалог. Типы и примеры вопросов. Работа с эмоциональным состоянием подопечного, управление стрессом.
Умение давать результативную обратную связь. Цели и эффекты обратной связи. Принципы правильной обратной связи подопечному: похвала, критика. Как давать негативную обратную связь. Фокус на решениях.
Подведение итогов наставничества.
Как вести себя наставнику в ситуациях конфликта

9. Практическая работа, составление: «Программы наставничества», Комплекта новичка или «Папка нового сотрудника»

Спикеры

  • ШАМАРДИНА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

    ШАМАРДИНА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

    профессиональный психолог, кандидат наук специалист-практик, тренер Центра Бизнес образования «Мегаполис»

    Сфера консультирования:

    Формирование ключевых компетенций персонала компании,
    Оценка персонала по ключевым компетенциям;
    Аттестация и оценка эффективности деятельности персонала;
    Формирование управленческих команд, усиливающих организацию;
    Разработка траектории развития персонала с учётом ключевых компетенций;
    Оценка и формирование кадрового резерва;
    Построение действенной системы мотивации;


    Образование:

    Бийский государственный педагогический институт, квалификация «Психолог».

    Аспирантура Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО /при ТГУ/, г.Томск, присвоена степень кандидата психологических наук.

    Дополнительное образование:

    «Эффективное управление персоналом», г.Москва, /руководитель - Иванова С./

    «Практический курс по обучению и развитию персонала»,г.Москва, /руководитель – Самоукина Н.В./

    «Кадровое делопроизводство: как решать кадровые задачи на предприятии, не нарушая норм ТК РФ», г.Барнаул, /руководитель – Микушина М.Н./

     

    Опыт работы:

    В настоящее время бизнес-тренер, консультант ЦБО «Мегаполис».
    Работала директором по персоналу ЗАО «Эвалар» , ЗАО «Алтайвитамины», «Алтайский бройлер»
    Доцентом кафедры теоретической и прикладной психологии АГАО им.В.М. Шукшина
    Преподавательская работа и работа в Бийском Бизнес-инкубаторе (тренером)
    Вела научно-практическую лабораторию «Мастерская личностного роста( учила студентов проводить социально-психологические тренинги),Проводила курсы повышения квалификации по прикладной психологии


    Автор и ведущая программ:

    • «Методы активного социально-психологического обучения»,
    • «Психология управления»,
    • «Управленческое консультирование»,
    • «Управление персоналом: психология в управлении персоналом»,
    • «Основы конструктивного общения»
    • «Т-тренинг и Методы активного социально-психологического обучения»
    • «Психология стресса»,
    • «Психология лидерства»;
    • «Психология делового общения»
    • Научные труды и научно-методические пособия:
    • «Управление персоналом: теория в практике»
    • «Управление персоналом: деловые игры»
    • «Методы психологического воздействия: социально-психологический тренинг2

    «Самореализация в контексте личностного роста»

    «Методы активного социально-психологического обучения»

x